Вы здесь

Наши дети

Сообщество Наши дети

Сообщество о самом лучшем, что есть в нашей жизни – о наших детях.

Вопросы кормления и воспитания, развития и образования наших малышей.

Растим прирожденного читателя. 15 советов, как читать вместе с детьми

Как подружить ребенка с книгой? Читать вместе и обсуждать каждую книгу, даже если она для самых маленьких.

15 советов, как читать вместе с детьми

В 2013 г. в журнале Perspectives on Psychological Science было опубликовано исследование, ставшее приговором тем долгим часам, что я потратил на попытки заинтересовать свою дочурку книжками с картинками, и навсегда изменившее все мои представления о том, как следует читать детям. В статье под выразительным заголовком «Как сделать ребенка умнее» были сведены результаты восьми исследований развития детей.

Выводы ученых ошарашивали: правильное чтение вслух — интерактивное чтение — может повысить IQ вашего ребенка на шесть и более баллов. Ученые установили, что чем раньше начинается интерактивное чтение, тем более выраженный эффект оно дает, и приравняли его положительное воздействие к влиянию витаминов и здорового питания.

Но тут есть принципиальный момент: мало просто накупить детям книг. Чтобы воспользоваться их развивающим потенциалом, родители должны создать для ребенка опыт именно интерактивного чтения. Роддомам следует выдавать брошюры на эту тему в комплекте с подгузниками каждой роженице, отправляющейся домой с младенцем. Мы тратим тысячи долларов на школы, репетиторов, курсы подготовки к экзаменам и учебные пособия, ничего не зная об эффективнейшем методе чтения — совершенно бесплатном подарке, который может сделать своему чаду каждый родитель, потратив на его освоение какой-то час.

Что такое интерактивное чтение?

Никому из родителей не следует игнорировать этот удивительный прием, подхлестывающий интеллектуальное развитие ребенка. Чтобы узнать о нем больше, я связался с Джоном Процко, ученым из Нью-Йоркского университета, одним из авторов статьи «Как сделать ребенка умнее» (How to Make a Young Child Smarter). Процко так подытожил важнейшее открытие данного исследования:

«Интерактивное чтение не сводится к совместному времяпрепровождению ребенка и родителя за книгой, его суть — в диалоге между ребенком и книгой. В том, чтобы задавать ребенку вопросы, начинающиеся с вопросительных слов (скажем, «Почему, как ты думаешь, кролик так часто делал перерывы?»), поддерживать его интерес и побуждать не ограничиваться односложными ответами, а развернуто выражать свои мысли».

Процко проследил, как развивались приемы интерактивного чтения, начиная с доктора Гровера Уайтхерста, специалиста по детскому развитию, впоследствии занявшего пост директора Института педагогических наук при Министерстве образования. Уайтхерст 25 лет назад разработал программу так называемого диалогического чтения — революционный метод подготовки к школе детей из необеспеченных семей.

Еще в 1988 г. большинство специалистов согласились с тем, что, читая вместе с детьми, взрослые помогают им умнеть. Но ученые не торопились подкрепить эту точку зрения надежными фактами, полученными в ходе исследований.

Таким научным прорывом стало начатое Уайтхерстом исследование воздействия интерактивного чтения на развитие малышей в возрасте 21–35 месяцев. Половина родителей из выборки читали своим детям традиционным способом — однонаправленного воздействия читающего вслух взрослого на слушающего ребенка. Именно на таком чтении выросло большинство из нас: родитель говорит, ребенок молча слушает. А вот родители из второй половины выборки получили бесценные уроки искусства «диалогического чтения» — освоили методы, позволяющие одновременно читать и обсуждать прочитанное с ребенком. В общем, эти родители использовали разновидность того самого интерактивного чтения, которому посвящена моя книга.

Через четыре недели маленькие участники обеих групп прошли три теста на проверку речевых возможностей. <…> Результаты навсегда изменили представления о чтении с детьми как с научной, так и с практической точки зрения. Уайтхерст обнаружил, что дети, имеющие опыт полноценного интерактивного чтения (их родители только что освоили несколько новых для себя приемов чтения своим малышам), на восемь с половиной месяцев опережали в развитии детей из контрольной группы по результатам психолингвистического теста и на шесть с половиной месяцев — судя по тесту на словарный запас. И это всего лишь после четырех недель интерактивного чтения!

Более того, эти дети сохраняли шестимесячное опережение в развитии в течение почти года после окончания исследования. Уайтхерст не занимался разработкой всеобъемлющей образовательной программы для родителей или изощренной методики умственного развития для детей. Его исследование показало: достаточно часа, чтобы научить родителей читать детям правильно — в интерактивном режиме.

Интерактивное чтение

  1. Читайте вместе.

Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой — любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что-нибудь приготовить с помощью этого приложения.

  1. Задавайте как можно больше вопросов.

Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?

  1. Обсуждайте детали книги.

Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?

  1. Разыгрывайте историю в лицах.

Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого-то увидела — кого?

  1. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки.

Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

Как начать общение: Белочка хочет спать — погладь ее по головке. Ты когда-нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?

  1. Хвалите ребенка во время чтения.

Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.

Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!

  1. Делитесь мнениями о книге.

Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?

  1. Читайте ребенку о вещах, которые он любит.

Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

Как начать общение: Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.

  1. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное.

Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?

  1. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета.

Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки — идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор развлекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.

Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по-твоему, спрятано в коробке?

  1. Поддерживайте диалог.

Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?

  1. Расширяйте границы знаний ребенка.

Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.

Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как [героиня] сварила суп?

  1. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания.

Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана, это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.

Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?

  1. Соотнесите сюжет с реальным опытом.

Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?

  1. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории.

Я обожаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?

Принцип «Рожденного читать» применим как к печатным, так и к электронным книгам.

2
93